Суббота, 17.11.2018, 18:31
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Ещё о Миссисипи
Друзья сайта
Форма входа


Леван Ломидзе в Лос-Анджелесе


Леван ЛомидзеПоселение месяцы из афиш московских клубов пропало имя самого известного российского блюзмена Левана Ломидзе и его группы «Blues Cousins». Для многих любителей блюза это было довольно странно, так как Леван Ломидзе всегда отличался насыщенной концертной деятельностью, играя по 20-30 концертов в месяц. У некоторых даже могла возникнуть мысль: «Уж не случилось чего...?»

Хочется сразу успокоить всех поклонников музыканта. Леван Ломидзе жив, здоров, находится в отличной моральной, физической и профессиональной форме, а его отсутствие вызвано тем, что более 4-х месяцев блюзмен был в США, где выступал с американским составом «Blues Cousins».

По приезду из Штатов я встретился с Леваном в клубе «BB.King». В нерабочей обстановке, днем, попивая только чай и минералку мы делились новостями, которых у Левана, конечно, было гораздо больше. Его рассказы о жизни Лос-Анджелеса, о блюзовом музыкальном мире, о клубной жизни этого города, о бытовых сторонах жизни в Штатах и о многом другом были захватывающие. Тогда у меня мелькнула мысль написать об этом и в общих чертах, донести интересные события до нашего музыкального общества, до любителей блюза, а также многочисленных поклонников музыканта.

В свое время в журнале IN/OUT была опубликована статья «С любовью к блюзу…», в которой о Леване Ломидзе написано немало хороших слов. Действительно, Леван Ломидзе занимает особе место на российской сцене. Среди множества прекрасных российских блюзменов, все же только Левану удалось получить признание на родине блюза. В общей сложности он провел в США 5 концертных туров, выступая на одних площадках с признанными звездами блюза, дав более 100 концертов. Многие могут подумать, что, мол, как мы можем соревноваться и что мы можем сделать нового в этом подлинно народном американском жанре? И тут хочется взять на себя смелость и сделать попытку объяснить секрет успеха блюзового музыканта…

Вот, представьте, два человека рассказывают одну и ту же историю или какой-нибудь анекдот. Рассказал один, - никто не улыбнулся, не смешно, даже пошло… Рассказывает второй, тот же анекдот, слово в слово, и все закатываются со смеху… Вот примерно тоже самое происходит в музыке этого жанра. Все музыканты, играющие блюз, по сути, исполняют одну и ту же песню, хорошо всем знакомую, на трех аккордах. Но одних музыкантов слушают с восхищением, других с сожалением.

Леван ЛомидзеВ блюзе музыкант отвечает на вопрос «Как исполняет?», так как вопрос «Что исполняет?» заложен в основе стиля. Блюзу присущи самые простые формы и в этом заложен глубокий, очень глубокий смысл. Порой за сложностью можно спрятаться, увести слушателя в другие плоскости и зарывшись в непонятных звуках, создавать впечатление глубокого «мыслителя». А в блюзе музыкант встает на «беговую дорожку», по которой уже пробежало и продолжают бежать немалое количество рекордсменов, где четко обозначены границы. И в этих рамках музыкант остается один на один, абсолютно голый, без ширмы. В таких условиях отличиться от других он может только своими личностными качествами исполнителя, рассказывая всем до боли «знакомый анекдот» так, чтобы слушатели аплодировали.

Простая форма блюза отшлифовалась не случайно. Музыканты и простые любители музыки, говорящие даже на разных языках, без предварительной подготовки могут выйти на сцену и сходу создавать импровизационную музыкальную ткань, вести диалог с помощью инструментов, передавая друг другу и в зрительный зал чистые эмоции. Язык блюза понятен всем народам, как любая первичная народная музыка. И в этом тоже немалый смысл, так как сложные музыкальные формы требуют репетиций, аранжировки, согласованности, длительной профессиональной подготовки (знание теории, нотной грмоты, гармонии и т.д.). Здесь же все предельно ясно, законы блюза всем известны – выходи и играй, если не страшно, если есть что сказать, а люди тебя оценят.

Какие же выводы из этого монолога можно сделать? Человек, который имеет внутреннюю силу, энергетику, эмоции, техническое мастерство, любовь, независимо от национальности обязательно привлечет к себе внимание и займет свое место. Без сомнения! Все зависит только от силы личности и его профессиональных навыков.

В блюзе Левана Ломидзе, в его манере, есть одно удивительное свойство - зажигательность. Благодаря огромному концертному опыту, он хорошо научился заводить публику и это главное достижение – он чувствует зрителя. Мне не раз приходилось выступать с Леваном в одних концертах на разных площадках; в самых необорудованных клубах, со случайными посетителями, на банкетах крупных фирм, где люди далеки от блюза, и даже на ледовом катке, когда «зрители» катались на коньках. Наблюдая за игрой Левана Ломидзе и его группы, я видел, что не пытается подстроиться под зрителя, под вкус толпы, а именно он ведет людей за собой и уже через десять минут, на третьей композиции, они оказываются в его плену. Можно много анализировать те технические средства, которыми он пользуется, но понимание этого не дает гарантии, что вы, сделав то же самое, добъетесь такого же результата. Он умеет притягивать к себе людей и заражать любовью к этой музыке даже тех, кто никогда этот жанр и не воспринимал (или не слышал вовсе). И это достигается, во многом, благодаря мастерству, блестящей игре на гитаре, хорошо подобранному репертуару и, конечно, любовью к блюзу.

Общаясь с Леваном, слушая его истории, я был абсолютно не удивлен тому, что его сразу заметили, что в Лос-Анджелесе он сумел не просто отыграть пару концертов для друзей-иммигрантов, а именно наладить плотный концертный график и работать на широкую аудиторию.

Я думаю, что всем российским музыкантам есть чему у него поучиться и его интервью будет не только интересно, но и полезно.

Д.М. Чем было вызвано твое более чем 4-х месячное отсутствие на российских сценах?

Л.Л. Любому музыканту, который играет блюз необходима творческая подпитка; накопление новых впечатлений, музыкальное общение с лучшими представителями этого направления. Без этого в творчестве наступает некий застой. Так и я, выбрав наиболее удачное время, решил сделать, как сейчас часто говорят, «перезагрузку».

Леван ЛомидзеТы уже не первый раз в США… Эта поездка имела какие-то особенности относительно прежних туров по стране?

Да, эта поездка значительно отличалась от моих прежних гастролей. Раньше, с 2002 года, я выступал в США по приглашению «Вашингтонского Блюзового Сообщества», которое занималось организацией концертов, планированием туров, транспортом, бронированием отелей и т.д.. Последние же 4 месяца я жил и работал только в Лос-Анджелесе и занимался организацией концертов самостоятельно. Это был мой план, так как хотел, с одной стороны, лучше изучить музыкальный «рынок», с другой, хотел проверить себя в условиях жесткой конкуренции.

Конкуренция действительно жесткая? Насколько в Лос-Анджелесе сильная блюзовая «тусовка»?

Очень сильная… В Лос-Анджелесе очень много высококлассных музыкантов. И помимо мировых звезд, там концентрируется глубокий пласт малоизвестных музыкантов, общий музыкальный уровень очень, очень высок. Лучшие музыканты съезжаются со всего мира. Находиться в этой среде не всегда уютно, но это очень хороший стимул к движению. Общение с музыкантами такого уровня, выступления перед аудиторией, которая чутко понимает стиль, участие в джемах и даже бытовая жизнь при постоянном общении на английском, не только очень полезно, но необходимо, так как ты пропитываешься духом и находясь в этой атмосфере набираешься сил, эмоций, уверенности в себе…

Видимо при таких условиях пробиться на сцену невероятно сложно?

О да! Выйти на сцену Лос-Анджелеса, даже в не очень престижный клуб, довольно не просто. Опять же по причине жесточайшей конкуренции. Многие на это тратят по несколько лет, ведь нужно наработать какое-то имя, без которого выход на сцену закрыт. Поэтому многие музыканты, зачастую уходят в другие виды деятельности, оставляя vesper как хобби. Однако с другой стороны большое количество музыкантов и развитая музыкальная индустрия это большой плюс, так как в этом огромном цеху происходят многие процессы – музыканты входят в тесный контакт, объединяются в группы, продюсеры находят нужные коллективы, приглашают сессионных музыкантов для записи, подписываются контракты и т.д.

Самым простым (если можно так сказать. Прим. Автора) способом заявить о себе в блюзовом мире это выступать в джемах, в специализированных концертах, где принимают участие много музыкантов. В Лос-Анджелесе есть такие клубы, где проводятся такие джемы. Тебе дают возможность сыграть две-три композиции и показать себя… И все в твоих руках… 

Такие The Blues Cousinsджем-сейшны, видимо, хорошая школа. Ведь такие выступления сразу показывают чего ты стОишь!

Да, естественно… Но помимо этого, джем-сейшн это некая «ярмарка» музыкантов, куда приходят в основном люди, имеющие отношение к шоу-бизнесу, хотя много и простых любителей музыки, так как блюзовый джем это интереснейшее шоу и порой на сцене можно увидеть звезд первой величины в самых разных комбинациях и услышать музыку, рожденную только «здесь и сейчас».

И известные блюзмены тоже принимают участие в таких мероприятиях?

Конечно! На такие мероприятия приходят и известные музыканты и это не считается зазорным. Наоборот! Музыкант высокого уровня всегда должен показывать класс, быть на виду и не бояться выходить на сцену. 

Насколько комфортно ты чувствовал себя, играя с такими мэтрами?

Я был готов к этому и профессионально и морально. Тем более у меня уже был достаточный опыт, я раньше играл со многими звездами и спокойно себя чувствую в рамках своего стиля. Уже после первого джема ко мне подошел человек – владелец сети блюзовых клубов (в одном из самых живописных районов Лос Анжелеса – Лагуна Бич) Den Montana и предложил работу. Это была удача, так как не прошло еще и двух недель, а у меня уже была постоянная работа и открылись неплохие перспективы.

И как ты приступил к работе? Нужно было найти музыкантов, сделать программу?

Это не было большой проблемой. Я быстро нашел музыкантов, (Joy Hudson –Bass , Rick Berger -Drums) Это достаточно известные и очень опытные люди, которые хорошо знают стиль, понимают цели и задачи. Мы отрепетировали программу за несколько дней и стали выступать по четвергам в клубе Ocean Brewery. Постепенно мы обретали своего зрителя, а на джем сейшнах я выступал уже с группой, что производило лучшее впечатлеРасписание концертов Левана Ломидзе и американского состава «Blues Cousins»ние. Выступать со своим составом более выигрышно еще по причине того, что промоутеры видят уже готовую группу, а не просто одного, пусть даже хорошо играющего музыканта. Благодаря этому мы стали получать приглашения в различные клубы и обрастать знакомствами и поклонниками.

Очень интересно узнать о твоих ощущениях игры с американским аккомпанирующим составом. Насколько сильная разница относительно наших музыкантов, с которыми тебе приходилось работать?

Конечно, что выгодно отличает американцев, это ритмичность. Но опять же, мое убеждение, что это не просто какое-то врожденное чувство. Все люди, по большому счету, одинаковы… Просто в штатах принято много заниматься с метрономом. Без этих специальных занятий развить чувство до тонких категорий невозможно, каким бы ни был талантливым человек от природы. Там это все понимают. Есть много разных систем занятий и эта ежедневная работа в конце концов дает плоды. Мне кажется, что многие наши музыканты недооценивают эти занятия; они кажутся скучными, неинтересными и не дают, как бы, сиюминутных видимых результатов…Но это не так.

Что касается самого стиля, то я ощущал, что блюз в Лос-Анджелесе многие профессиональные музыканты играют с джазовым уклоном. То есть они тяготеют к расширению гармонии и, соответственно, вводу в импровизационные линии множество альтерированных ступеней. Это интересно с точки зрения ладово-гармнического мышления, но при этом в блюзе пропадет в хорошем смысле острота и лаконичность. Поэтому на репетициях я четко обозначил те категории на которых должна строиться музыка «Blues Cousins». Это традиционный блюз, но с достаточно жесткой подачей, характерной для рок-музыки. И такая форма блюза давала результаты – хорошую реакцию зрителей, и соотвественно, приглашения на выступления.

Сложно ли было работать с американскими музыкантами, и в целом, какие взаимоотношения между людьми в блюзовом цеху?

Что хочется сказать…. Вы знаете, при всей этой конкуренции и сложности музыкальной жизни меня там всегда поражала доброта людей и культура взаимоотношений. Музыканты никогда друг о друге не говорят плохо, наоборот всегда пытаются поддержать. Например, выходя на сцену на джеме, музыкант обязательно похвалит свого коллегу, который выступал до него. Моральный принцип «возвышай себя через возвышение других» там не просто слова. Из таких мелочей складываются взаимоотношения и общий доброжелательный фон. Люди понимают, что все в одной лодке и все зависят друг от друга. Это, видимо, главное отличие, которое сразу бросается в глаза. Что касается уровня музыкантов, то секрет блестящей игры многих американцев не столько в крови, сколько в количестве вложенного труда. Они очень много работают над собой. Лень и профессионализм вещи не совместимы. Поэтому, видя хорошо играющего музыканта, все понимают сколько он трудился и уважают его за это, без злой зависти.

Хотелось бы задать вопрос чисто бытовой, о жизни в Лос-Анджелесе…Леван Ломидзе

Чисто в бытовом отношении жить в Лос-Анджелесе не просто. Это достаточно дорогой город и сидеть там сложа руки долго не получится. По приезду я снял квартиру ближе к центру, купил машину, без которой жить, а тем более работать в Америке невозможно и начал играть на джемах, где сразу становится все ясно. Обмануть кого-то, обхитрить, спрятаться на таких мероприятиях никак не получится.

Наверное за это время прошло немало интересных встреч?

О да. Я очень рад, что мне посчастливилось поиграть на одной сцене с музыкантами с мировым именем:

  • Mark Mindoza
  • Coco Montoya
  • Eric Sardinas
  • Shugar Ray
  • Phill Gates
  • Scott Henderson
  • Kirk Hamenton

С некоторыми из них я уже встречался раньше. Например очень порадовала встреча с одним из лучших слайд гитаристов современности Eric Sardinas с которым уже пересекались на разных фестивалях в разных точках земли: 2003 (Македония) 2005 (Сиетл) 2008 (Москва) 2009 (Лос Анжелес)
Да …. «блюзовый» мир тесен, и в нем обязательно надо присутствовать!!!

Леван Ломидзе и один из лучших слайд-гитаристов Eric SardinasНе было ли у тебя деперссии по приезду домой в Россию?

Сразу по приезду в Москву у меня был концерт в клубе «Синяя Птица». Я вышел на сцену, встретился со своими друзьями и все прошло так замечательно! Меня переполняли эмоции, видимо я здорово соскучился по московской аудитории. Я чувствую, что накопил много сил и готов к новому витку своей музыкальной жизни. Так что с нетерпением жду всех читателей на свои концерты.

Какие наиболее яркие события ждут твоих поклонников в ближайшее время?

Сейчас помимо сольных концертов я хочу сделать серию джем-сейшенов с приглашенными музыкантами. Такие концерты, как правило, очень интересны как для музыкантов, так и для зрителей.

27-го августа 2009 г. в концертном зале «Мир» состоится ДЖЕМ-СЕЙШН, в котором примут участие известные рок-блюзовые музыканты России: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Евгений Маргулис (гитара, вокал), Алексей White Белов (гитара, вокал) и группа «Удачное приобретение», Николай Арутюнов (вокал). В таком составе мы еще никогда не играли. Думаю, что это будет очень интересный концерт.24 сентября 2009 в «Доме Музыки» жду всех на свой 45-летний юбилей.


Леван большое спасибо тебе за это интервью. Я уверен, что опыт и впечатления, который ты накопил за эти месяцы работы в США, тебе дадут новые силы… Желаю тебе успехов в творчестве.

Беседовал Дмитрий Малолето








Леван Ломидзе                          Расскажи как ты стал гитаристом. С чего все начиналось и что повлияло на твой выбор.

Все началось с того, что я практически случайно попал на концерт B.B.King в Тбилиси в 1975 году. Он выступал в филармонии, напротив моей школы. Я был тогда школьником. О том что, B.B.King приезжал в Тбилиси тогда мало кто знал, об этом даже в Москве не знали. Западные рок/блюз музыканты не давали концертов в СССР. Но в Грузии в те годы было все таки больше свободы. И благодаря этому к нам приезжал не только B.B.King, но и, например, Luther Allison и многие другие интересные блюзмены.

И вот я увидел B.B.King живьем и на концерте поймал его медиатор, который он бросил в зал со сцены. Медиатор был именной (с автографом). А на следующий день я встретил его на улице, он шел по проспекту Руставели (это центральный проспект в Тбилиси) - B.B.King прогуливался в такой грузинской шапке "Аэродром", как Вахтанг Кикабидзе носил в фильме "Мимино".

И вот после визита B.B.King я запал на блюз. Вообще в музыке я к тому времени разбирался достаточно хорошо, для своего возраста конечно. Я учился ранее игре на пианино. Мне было 11 лет.

После визита B.B.King прошло много времени, я все еще играл на пианино, однако в моей голове сидели те блюзовые фразы, что я слышал на концерте. И вот пару лет спустя, мой сосед, бывший барабанщик показал мне "одним пальцем" как играть блюзовую гамму на пианино. Разумеется, я не знал ранее о существовании этой гаммы. Это те магические ноты на которых строятся все блюзовые не только блюзовые гитарные соло.

И тогда я понял, что блюз - это совсем другая музыка и вообще другой мир и тогда я начал пытаться импровизировать на пианино. И потом уже я перенес эти ноты на гитару. Я на гитаре не умел играть. Просто мне показали какие-то основы - вот первая струна и т.д. И тогда я просто находил эти блюзовые ноты на грифе гитары - находил эту гамму и играл ее вверх/вниз на гитаре.

А потом я постепенно стал понимать больше. Например, что какие-то ноты можно извлечь не "нажимая" на какой-то лад, сделав подтяжку. Так вот получились мои первые бенды.

А откуда вообще у тебя появилась гитара? Что это был за инструмент?

С гитарой особых проблем не было. Во-первых были акустические гитары, которые отец периодически мне дарил, а мы их ломали и не знал как играть на этих инструментах. А потмо уже я начал акцентировать свое внимание на электрогитаре.

Кстати, тут уместно будет вспомнить, про еще один просто магический случай в моем детстве. Я гулял по городу. Это было вечером после какого-то кружка или секции, я шел домой. Проходу мимо дома культуры какого-то в Тбилиси. И заходу в него. Как будто кто-то меня зовет. А там темно вообще. Это огромный дом типичный для советских времен. В фойе никого нет. Я поднимаюсь на второй этаж, потом на третий этаж. До сих пор не понимаю почему я туда зашел. Я открываю дверь какую-то и попадаю на балкон. Представьте себе балкон в оперном зале. Большой масштабный зал и нету никого. Абсолютно темно и я стою на балконе. И только сцена полностью освещена и там сидит всего один человек. И он играет на электрогитаре. У него стоит усилитель (большой выше него). И он один на сцене и лица его не видно. Но вот эти ноты, эти звуки которые доходили до меня - это были магические звуки.

Ведь на самом деле если прочесть самые первые древние инструкции к гитарному эффекту Fuzz, то там было написано, что Fuzz действует на нервную систему человека. Не важно положительно или отрицательно, но Fuzz ее возбуждает. Вот видимо что-то такое во мне произошло.

Сначала B.B.King, потом вот этот случай в доме культуры. И я начал думать - откуда появляются такие звуки. И я слушал разные блюзовые произведения. И думал, почему гитара в них звучит не так, как звучит акустическая. Потом мне объяснили, что есть примочка. И объяснили мне неправильно, сказали что она называется "квакушка". И я начал искать "квакушку". И вунивермаге продавались советские "квакушки".

В общем вот так все началось. Потом отец наконец-то купил мне электрическую гитару. Полуакустическую. Не понмю названия, но она была советская. Два датчика у нее было. А потом начались, как обычно это бывает, разные самодельные гитары.

Но вот очень много времени у меня заняло, чтобы понять, откуда берутся эти магические звуки гитары.

Как ты учился играть на гитаре? Как ты занимался? Как осваивал этот инструмент? Ходил к преподавателю или делал все сам, снимая и анализируя записи?

Да я сам, самостоятельно анализируя записи. Я только один раз пошел к учителю. Это был какой-то лауреат ленинской премии и т.д. Учит на гитаре. На первый урок я пришел. Смотрю он учит каким-то трем аккордам, но это не блюзовые аккорды а так называемые "блатные" и про арпеджио объясняет. И я ничего общего не нашел со своими увлечениями.

Но там была девушка и она играла на гитаре что-то такое (напевает). Я к ней подошел и спрашиваю - а что это такое. А она говорит - а ты не знаешь что ли, это же rock'n roll.

Надо понимать, что это были тяжелые времена в плане музыкальной информации. Оказывается у этой девушки был брат-моряк, который плавал на корабле за границу и он научил ее играть этот рифф.

Вот так, по крупицам я собирал какие-то частички своих знаний и умений. Что-то где-то видел, где-то слышал, кого-то спросил и т.д. Но конечно по большей части - я анализировал записи.

А какую музыку ты слушал тогда?

Ну в принципе, я слушал блюз. Johnny Winter, Alvin Lee. Но и до сих пор моя любимая группа - это Living Blues.

Расскажи пожалуйста, как ты стал профессиональным музыкантом, то есть начал где-то выступать?

У меня был такой стереотип, что я должен сочинять, то есть у меня должно быть свое лицо. Ныне я понимаю, что блюз - это абсолютная самобытная культура. Блюз дает возможность каждому гитаристу - максимально раскрываться. А раньше я думал, что блюз это какое-то направление, но все таки нужно делать что-то свое, используя только какие-то элементы этого направления.

И с этими идеями я создал группу. Со мной целых восемь лет играл на барабанах сын Вахтанга Кикабидзе. Это мой ближайший друг, мы жили по соседству. Нас было тогда трое друзей и мы вместе сделали группу. Мы сделали группу и репетировали прямо в кабинете Кикабидзе. Он подарил нам первые барабаны. И потом он нас взял в филармонию и мы два года ездили с концертами. Как-бы на разогреве в первом отделении перед выступлением Вахтанга Кикабидзе. И мы играл и блюз с элементами фолка.

На каком языке это было?

На грузинском языке. Кикабидзе вообще фанат блюза. И он гораздо лучше знает блюз, чем многие-многие блюзовые музыканты. Сам он кстати бывший барабанщик и очень хороший барабанщик. И помню он поставил нам чистый классический шаффл-блюз в исполнении E.Clapton. И сказал - вот это Вы сможете сыграть? Тогда я возьму вас в филармонию.

И мы репетировали. И сыграли и Кикабидзе понравилось и после этого мы стали выступать.

В общем Кикабидзе был очень эрудирован в плане блюза. Кстати всю информацию о бллюзе. Записи, пластинки мы брали у него. Он привозил. Ну и плюс мы брали у него микрофоны, всякую технику и т.д.

То есть он как бы опекал Вас?

Да опекал. И не немножко а довольно сильно. И у нас была своя настоящая группа. Мы занимались раскруткой, снимали клипы и т.д. Мы называли себя рок-группой. Посокльку блюз-группа - таких названий не существовало. И мы были первой группой в Тбилиси. Которая выпустила пластинку. Это было грандиозное событие по тем временам. Такие вещи надо было согласовывать с Москвой. Я приезжал в Москву и музыку слушали всякие комиссии. Тексты перевели на русский и смотрели нет ли в них чего-нибудь крамольного.

То есть это была первая группа в Грузии, которая выпустила пластинку. И причем на грузинском языке но с современной музыкой.

Да. Считалась - что мы "первая грузинская рок-группа, которая выпустила пластинку". И у нас были свои клипы. Даже целый фильм на 40 минут. Телевидение выделило 20 тысяч рублей. Тогда это было сумашедшая сумма. И мы сняли фильм про нашу группу.

Поиск по сайту
Облако тегов
Наш опрос
Хотите ли быть нашими друзьями?
Всего ответов: 253
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика
Rambler's Top100
НАШ БАННЕР

НАШИ ДРУЗЬЯ





Польская музыка