Вторник, 25.09.2018, 08:52
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Ещё о Миссисипи
Друзья сайта
Форма входа

Большинство блюзовых соло, какими бы сложными они не казались, исполняются в одной-двух позициях на грифе. Эти позиции называются «боксы» (англ. «box» — «коробка», «ячейка», «ящик»). Каркас боксов — ноты минорной пентатоники. Для простоты возьмите ля-минорную пентатонику и найдите эти пять нот на первой струне: А(1 ступень пентатоники), С(пониженная 3 ступень), D(4 ступень), E(5 ступень), G(пониженная 7 ступень). От них можно построить пять боксов:



Обозначается бокс по ступени пентатоники, расположенной под первым пальцем левой руки на первой струне. Так, бокс, в котором на первой струне первым пальцем зажимается 1-я ступень пентатоники (в тональности Ля — нота А на V ладу), назовём боксом 1-й ступени (Б1).

В следующей позиции под первым пальцем окажется 3-я (минорная) ступень пентатоники — бокс Б3 (в тональности Ля от VIII лада), далее идут Б4(от X лада), Б5(XII лад), Б7(XV лад), снова бокс Б1 — на октаву выше (в тональности Ля от XVII лада) и т. д.

Опираясь на ноты минорной пентатоники, все боксы могут быть дополнены следующими ступенями: 2-я, мажорная 3-я, «блюзовая» пониженная 5, 6(мажорная):



Полученный звукоряд содержит опасные боеприпасы — ноты, которыми можно «выстрелить» из любого бокса в любое время дня и ночи, главное — не торопиться и спокойно прицелиться!



Не все боксы используются в равной степени. В разных боксах удобно играть разные фразы. Самый распространённый — Б1. Разучите по отдельности все пять боксов, попробуйте сыграть 12-тактовое соло в каждом из них. Освоив все позиции на грифе, вы получите шанс избежать банальных ходов в ваших импровизациях.



Урок 1

во-первых, наберитесь терпения, так как придется по много раз повторять одно и то же

БЛЮЗОВАЯ ГАММА

Сверху, на нотном стане обозначены ноты – ля, до, ре, ре-диез, ми, соль, соль-диез, ля и дальше в таком же порядке, только на октаву выше. Ниже -обозначение этих нот на грифе. На нотном стане обозначены лады (римские цифры), струны (цифры в кружочке), пальцы левой руки (арабские цифры).

Заниматься, я считаю, правильнее так:

1. Выучите три или четыре звука, затем прибавьте еще два, и так до конца. Это сократит время разучивания в несколько раз.

2. При исполнении каждого звука, проговаривайте название ноты, которую играете.

3. Играйте тихо и медленно, совершенно расслабленными руками. Плечи, локти, пальцы не должны напрягаться.

4. Для того, чтобы струна начала звучать, достаточно, чтобы она при помощи пальца левой руки, коснулась лада и слегка была прижата пальцем к ладу.

Теперь о постановке правой руки. Возьмите медиатор так, как я держу его на фотографии.

Мизинец правой руки положите на корпус гитары. Звук извлекается не нажимом на струну медиатором, а легким ударом по ней, при этом кисть совершает вращательное движение от струн, совершая замах для удара снизу.

БЛЮЗОВАЯ ГАММА В V ПОЗИЦИИ

БЛЮЗОВАЯ ИНТОНАЦИЯ

ВЕРТУШКА – ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ МЕЛОДИЯ

В данном случае исполняется так: поставить 4 палец левой руки на V лад 1 струны, а 1 палец на III лад той же струны. После исполнения первого звука медиатором, 4 палец дергает 1 струну вниз и так извлекается второй звук. Это легато называется нисходящим, так как движение мелодии идет вниз.

Ну, кажется на первый раз достаточно. На следующем уроке мы попробуем соединить вертушку с блюзовой гаммой и блюзовой интонацией и поговорим о многих других важных вопросах.

 

Урок 2

здравствуйте, уважаемые любители блюза.

В прошлую нашу встречу я обещал, что мы будем учиться работать с вертушкой и блюзовой гаммой. Итак, начнем. Пример 1. Возьмем вертушку и добавим к ней гамму, гамму сыграем вниз на одну октаву.

Пример 2. Теперь к предыдущему этюду добавим движение гаммы вверх.

Обратите внимание на то, что последний звук играется не на сильную долю, а на восьмую раньше. Так достаточно часто играют в джазе, в роке, в блюзе и в поп музыке. Этот прием называется синкопа. (Синкопа - перенос сильной доли на слабую). Говоря проще, звук играется раньше сильной доли. В нашем случае в такте четыре сильные доли, т.е. четыре четверти.

Пример 3. Теперь сыграем вертушку с гаммой, записанной триолями.

Пример 4. Так же можно играть гамму, чередуя триоли и свингованные восьмые.

Точка над последней нотой обозначает, что нота играется отрывисто, т.е. нужно подтянуть струну и закрыть (прервать звук) ее медиатором или задней частью ладони.

Пример 5. Подтяжки (бенды), которые можно использовать в тональности Am (ля минор) и A (ля мажор).

Лучший способ учить подтяжки следующий: сначала играется вертушка, затем пауза и подтяжка, или гамма - пауза - подтяжка. При этом необходимо заранее решить какую подтяжку Вы будете исполнять

Пример 6.

Советую сначала как следует выучить все подтяжки на одной струне и только потом браться учить подтяжки на следующей струне. Главный совет. Играйте все упражнения в медленном темпе не напрягая рук, расслабив плечи. Не гонитесь за скоростью. Стремление сразу играть быстро может дать обратный результат, т.к. приведет к зажимам мышц рук и плеч. А это в дальнейшем будет сильно мешать качеству и ритмичности Вашей игры

Тема нового урока - работа с музыкальной фразой.

Фразы - это основа музыкального багажа любого исполнителя импровизационной музыки. Фразы заменяют музыканту слова при его разговоре со слушателем. Чем больше фраз в запасе у исполнителя, чем разнообразней он их применяет и соединяет, тем интересней его слушать. 

Ошибка многих начинающих гитаристов заключается в том, что они играют фразы так, как когда-то их разучили. Из-за этого их игра не отличается разнообразием.

Давайте посмотрим, как же можно работать с музыкальной фразой.

Возьмем самую известную фразу:

рис.1

* на счет 1 подтяните третью струну на VII ладу до звука Миb, затем, на счет 2 опустите струну до звука Ре.

Теперь возьмем эту фразу и будем начинать играть ее на разные доли такта:

рис.2_1

рис.2_2

рис.2_3

рис.2_4

Теперь сыграем эту фраза в обратную сторону и так же будем перемещать ее начало по всем долям такта:

рис.3

Далее сыграем эту фразу в прямую и обратную стороны свингованными восьмыми и опять будем перемещать по всем долям такта. В свингованных восьмых фраза будет начинаться либо на счет 1, либо на счет 3:

рис.4_1

рис.4_2

Поработаем с фразой следующим образом: будем начинать мелодию от любого звука нашей фразы, количество нот может быть любым, но все звуки должны быть только из состава нашей фразы:

рис.5_1

рис.5_2

Разобранные выше примеры показывают как из очень короткой фразы создается множество производных фраз. Работайте подобным образом с любой разученной или услышанной фразой до тех пор, пока не почувствуете полную свободу в ее использовании. Попробуйте сочинить свои короткие фразы и поработать с ними подобным образом. Включайте свою фантазию. Старайтесь отметить для себя наиболее интересные с Вашей точки зрения варианты. Это будет началом формирования Вашего собственного стиля.

Полезные советы:

  • пальцами левой руки прижимайте струну к грифу  без больших усилий; для извлечения нужного звука  достаточно, чтобы струна лишь коснулась лада
  • медиатор необходимо держать всегда с одинаковой силой так, чтобы он не болтался в пальцах, но не более того
  • когда играете подтяжки, старайтесь не помогать правой рукой, т.е. не нажимать медиатором на струну; во время исполнения подтяжки медиатором нужно ударять по струне с такой же силой, с какой Вы играете гаммы
  •  новый материал разучивайте всегда медленно и обязательно играйте с метрономом; с метрономом играйте не долго, 20 - 30 минут, а дальше старайтесь считать сами
  • во время разучивания нового материала играйте тихо, слушайте, как звучит у Вас каждый звук; только так можно добиться качественного звучания

В следующий раз мы продолжим работать с мелодией.



Поиск по сайту
Облако тегов
Наш опрос
Хотите ли быть нашими друзьями?
Всего ответов: 253
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика
Rambler's Top100
НАШ БАННЕР

НАШИ ДРУЗЬЯ





Польская музыка