Вторник, 25.09.2018, 08:51
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Ещё о Миссисипи
Друзья сайта
Форма входа

Слайд-гитара и блюз

Автор статьи - Kirk Lorange
http://www.thatllteachyou.com
http://www.kirklorange.com
http://www.bottleneckguitar.com
Перевод - В.Сорокин (BluesJammer)

Большинство людей при слове "слайд-гитара" сразу вспоминают блюз. Мы все знаем, что этот стиль создан великими блюзменами прошлого, которые часто использовали открытые настройки. Звучание открытого строя завораживает, это совершенно особенное ощущение. Я в свое время тоже попался на этот крючок и долгое время играл в открытых настройках. Но довольно скоро я перебрал все "типичные" позиции и фразы на грифе, и мне захотелось найти что-то своё, особенное.

"Однажды я перестроил гитару в строй "Dropped D". С тех пор я всегда играю в этой настройке"

Проблема в том, что я никогда не представлял себя именно блюзовым гитаристом. Я студийный музыкант, и блюз для меня был всего лишь один из музыкальных стилей, которым я должен владеть для работы в студии. Мне намного ближе кантри и рок, чем то, что пуристы от музыки называют "блюз". Тем не менее я очень люблю звук слайд-гитары.

Чтобы уйти от привычного традиционного звучания, я вернулся к обычному строю. Потом однажды я попробовал строй Dropped D (DADgbe) и просто влюбился в него. С тех пор я всегда играю в этой настройке, и тональность для меня не имеет значения. Все мои "опорные точки" снова оказались на привычном месте (конечно, кроме 6-й струны), и я начал исcледовать музыкальные возможности этого строя. К своей радости я обнаружил, что могу получить любой характер звучания: мажор, минор, увеличенные трезвучия, sus4 - всё под рукой. Конечно, нет больших аккордов на всех шести струнах, зато есть множество интервалов, обращений и частичных аккордов, которые можно свободно взять с помощью слайда. Трезвучия, дабл-стопы, сексты, кварты, и миллион способов их комбинирования.

Я знаю, что существуют музыканты, которые могут играть в открытом строе что угодно. Но для меня это чаще всего заканчивается блюзом. Где, спрошу я вас, находится аккорд C#m7 в строе Open G? Лично я не знаю.

Как мне кажется, строй Dropped D - один из "нейтральных" вариантов настройки. Если вам требуется мажорное звучание - проще простого. Минорная тональность? Нет проблем! Блюз? Так же просто. Джаз? Ненамного сложнее.

В стандартном строе есть ощущения и возможности исполнения, которые пропадают при переходе на открытые настройки. Труднее играть спонтанные аккорды и соло. Поэтому если вы, как и я, любите слайд, но не хотите ограничиваться только блюзом - попробуйте Dropped D.

Kirk Lorange.
http://www.thatllteachyou.com
http://www.kirklorange.com
http://www.bottleneckguitar.com

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Слайд-гитара в настройке 'Dropped D'

Автор статьи - Kirk Lorange
http://www.thatllteachyou.com
http://www.kirklorange.com
http://www.bottleneckguitar.com
Перевод - В.Сорокин (BluesJammer)

Я играю на слайд-гитаре уже более 30 лет. Этим я в основном и известен в Австралии. За эти годы я принимал участие в записи очень многих альбомов, джинглов и саундтреков к фильмам. Если вы живете здесь, то наверняка часто слышали меня по TV и радио.

Когда я начал учиться играть слайдом, то, как и большинство музыкантов, настраивал гитару в открытом строе ('open G', если мне не изменяет память). И скоро стал звучать так же, как многие другие слайд-гитаристы, которых я слушал. Я чувствовал себя отлично! Но это продолжалось недолго. Скоро мне стало скучно играть и скучно слушать. К тому же я уже начал "расшифровывать" гриф в обычной настройке, а когда я играл в 'open G', все мои привычные ориентиры пропадали. Я играл, но не знал точно, что именно я играю. Меня это совершенно не устраивало. И не только это - я понял, что теряю и все богатые возможности нормального строя. Да, я могу сыграть мажорный аккорд на всех шести струнах, ну и что с того? Я хотел иметь возможность играть любые - мажорные, минорные, уменьшенные, sus4 и увеличенные аккорды, в зависимости от ситуации. Для меня быть постоянно привязанным к мажорному аккорду - это скорее ограничение, чем преимущество.

Я вернулся к стандартному строю. Теперь, по крайней мере, все было там, где должно быть. Даже при том, что было труднее глушить нежелательные ноты (подробнее об этом позже). Но, по крайней мере, я был на знакомой территории. Как я упоминал выше, мне всегда необходимо знать, что именно я играю в данном музыкальном контексте. Другими словами - играю я 7-ю ступень, или 3-ю, или пониженную 5-ю, или что-то еще?

Затем я попробовал строй 'Drop D', но перестроил только 6-ю струну: D A D G B E. Я освоился в этом строе, и теперь всегда играю в 'Dropped D', независимо от того, играю я слайдом или нет. И неважно, в какой тональности я нахожусь. Эта настройка совмещает в себе преимущества стандартного и открытого строя:

Басовые струны (D A D) - это две тоники (D) и 5-я ступень (A). Это не минор и не мажор. Я могу взять все три ноты слайдом, и получу хороший низкий, плотный звук, как в открытом строе. Эти ноты можно сыграть и на минорный и на мажорный аккорд (см. схему ниже):
   Желтая полоска показывает, где должен находиться слайд (непосредственно над ладом), R - это тоника (root), X - заглушенные струны.





Вот примеры различных аккордов:


Мажорный аккорд




Большой мажорный септаккорд (maj7)




Минорный аккорд




Минорный септаккорд (m7)




Доминант септаккорд
Я не могу сыграть слайдом все ноты септаккорда,
но могу создать доминантовую "окраску"
всего двумя нотами - это VII и V ступени.
Если вы хорошо освоили глушение струн,
попробуйте взять и тонику (R):





Уменьшенный аккорд
И снова всего 2 ноты, но можно сдвигать их на 3 лада
вверх или вниз. Сдвигая слайд, я попадаю в ноты обращения
уменьшенного аккорда, получая "уменьшенное" звучание:





Увеличенное трезвучие (aug)
Здесь та же ситуация.
Можно взять всего 2 ноты, но сдвигая их на 4 лада вверх
или вниз, мы получаем обращения увеличенного трезвучия:






Приемы сольного исполнения и импровизации
на эти и другие аккорды рассмотрены более подробно
в моей книге "PlaneTalk" ("Откровенный разговор")

Kirk Lorange.
http://www.thatllteachyou.com
http://www.kirklorange.com
http://www.bottleneckguitar.com


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Дорожная карта» грифа слайд-гитары в строе 'Dropped D'

Автор статьи - Kirk Lorange


http://www.thatllteachyou.com


http://www.kirklorange.com


http://www.bottleneckguitar.com


Перевод - В.Сорокин (BluesJammer)

Как слайд-гитарист, я должен знать все позиции на грифе, где необходимые ноты выстраиваются в одну линию. В этом случае я могу свободно сыграть их с помощью слайда. Две ноты - это дабл-стоп (double stop), три - это уже аккорд.

Внизу страницы показаны две схемы грифа - в тональности A (ля-мажор) и A minor (ля-минор) (порожек на схеме находится слева, корпус гитары - справа). Именно так я представляю себе гриф гитары, когда я играю в тональности "A".

Заметьте - ноты на схеме находятся точно над ладами, а не между ними, ведь слайд сам становится "скользящим" ладом. Желтым цветом обозначены I, III и V ступени (тоника, терция и квинта аккорда). Я специально обозначил их одним цветом, чтобы вы могли самостоятельно разобраться, где находится каждая из них. Это очень важная часть обучения. Когда вы видите ноту на грифе гитары, необходимо знать, что она значит в контексте данной тональности, какая это ступень аккорда - I, II, III, IV, и т.д. Знать смысл каждого звука - это цель, к которой необходимо стремиться в первую очередь. И я имею ввиду все ноты. Даже те, что находятся между нотами гаммы - #5, b5, #9, b9, и так далее...

Синим цветом отмечена пониженная 7-я ступень (b7, или малая септима) в тех позициях, где она находится на одной линии с тоникой (обозначенной желтым цветом). Красным обозначена большая септима (Major 7). Я забыл отметить расположение задержанной 4-я ступени (sus4), уменьшенного и увеличенного трезвучия. Попробуйте найти их самостоятельно...или прочитайте статью "Слайд-гитара в настройке Dropped D".

Постепенное заполнение "пробелов" на грифе - это самое интересное. Все остальные ноты тональности, аккорды и созвучия у вас под рукой - со временем это становится совершенно очевидно. Но для этого требуется постоянная и ежедневная практика.

Я мысленно "вижу" на грифе двенадцать таких схем. Вместе с минорными тональностями их будет уже 24, хотя на самом деле я рассматриваю минорные схемы, как альтерированные мажорные, поэтому их все-таки двенадцать. Тем лучше для нас. Все схемы одинаковы - они отличаются только тональностью и расположением воображаемого "нулевого лада" и возможностью использования в игре открытых струн.

Кстати, я не отметил на схеме крестики, обозначающие глушение неиспользуемых струн. Все просто: если струна не отмечена на данном ладу цветной полоской - она глушится.

Удачи!

Гриф слайд-гитары в тональности A (Ля-мажор)


Гриф слайд-гитары в тональности A (Ля-мажор)

Когда я вижу слово "минор", мой мозг перестраивает первую схему грифа так, как показано ниже. Вы заметите, что многие ноты на схеме являются общими для обеих тональностей. Изменились только терции - вместо мажорных появились минорные, которые и определяют минорный характер тональности.

В моей книге "PlaneTalk" описан метод, с помощью которого вы сможете собрать все эти частички знаний в единую систему.

Гриф слайд-гитары в тональности A minor (Ля-минор)


Гриф слайд-гитары в тональности A minor (Ля-минор)





 
Поиск по сайту
Облако тегов
Наш опрос
Хотите ли быть нашими друзьями?
Всего ответов: 253
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика
Rambler's Top100
НАШ БАННЕР

НАШИ ДРУЗЬЯ





Польская музыка