Понедельник, 18.06.2018, 20:36
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Ещё о Миссисипи
Друзья сайта
Форма входа

Вступление - Что такое слайд-гитара?

Многие из вас давно прошли огонь ("Light My Fire") и воду


("Smoke On The Water"). Добро пожаловать в медные трубы!

Речь пойдет о слайд-гитаре. Слайд, или боттлнек ("bottleneck", англ. - бутылочное горлышко) становится популярнее с каждым днем. Удивительно - скользя по струнам с помощью куска медной трубки или обычного бутылочного горлышка (зажигалки, ложки, стакана, складного ножа и т.д.), можно добиться от обычной гитары совершенно новых, удивительных звуков. Нет практически ни одного известного гитариста, который хотя бы раз не использовал слайд в своей музыке. Помимо старых добрых блюзменов (Robert Johnson, Tampa Red, Muddy Waters, Elmore James), слайд можно услышать в записях Deep Purple, Rainbow, Red Hot Chilli Peppers, Steve Vai, Joe Satriani, Metallica, Dire Straits, Guns'N'Roses, Aerosmith, и многих других. Не говоря уже об огромном количестве кантри- и фолк-музыки, где практически ни одна песня не обходится без стил-гитары или Dobro.

Одна из причин популярности слайда среди музыкантов - совершенно новые, живые краски в звучании давно знакомого инструмента. Голос слайд-гитары гораздо ближе к человеческому, чем звучание многих других инструментов. Выразительные возможности слайда очень разнообразны и ограничены только вашей фантазией и исполнительской техникой.

Звук слайд-гитары полностью зависит от эмоций исполнителя - он может быть радостным, задумчивым, плачущим, веселым, ворчливым, тихим, как робкая девушка, наглым и напористым, как скандальная негритянка, или рычащим, как дальнобойщик, которому не принесли пиво :) И конечно, ни с чем не сравнится сочное слайдовое вибрато.

Гитара для игры слайдом

Нужно ли покупать отдельный инструмент для слайдовой техники? Совсем не обязательно. Играть слайдом можно почти на любой гитаре с металлическими струнами. Если ваша старая гитара не строит, гриф "повело", или струны стоят слишком высоко и их невозможно опустить - не беда. Купите слайд, поставьте струны потолще - и это барахло зазвучит совсем по-другому ;)

Настройка гитары для игры слайдом

Как правильно настроить гитару для слайдовой техники? В принципе, для этого не требуется серьезной доработки инструмента. Однако, чтобы изучение этой техники действительно доставляло удовольствие, лучше придерживаться следующих рекомендаций:

Первое правило - используйте более толстые струны. Слишком тонкие струны превращают игру слайдом в настоящее мучение - нет контроля над звуком, струны дребезжат, слайд "пересчитывает" лады. Это, конечно, не значит, что нужно ставить струны для бас-гитары :) Первая струна должна быть не тоньше 0.11 для электрогитары и не менее 0.12 - для акустической гитары. Многие слайд-гитаристы используют и вовсе "экстремальные" калибры струн - например, Kirk Lorange ставит на свой "Stratocaster" первую и вторую струны калибра 0.15, на гитарах "Dobro" обычно используются струны Ø0.16. Кстати, при использовании струн большего калибра необходимо также слегка увеличить ширину пропилов в верхнем порожке.

ВНИМАНИЕ!

* Более толстые струны могут повлиять на прогиб грифа. Не забудьте отрегулировать анкерный стержень, предварительно ослабив струны.
* Струны слишком большого калибра могут повредить деку акустической гитары. Перед установкой более толстых струн обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Второе и главное правило - увеличьте высоту струн. При нормальной игре она должна быть относительно небольшой, но при игре слайдом все наоборот - слишком низко расположенные струны под давлением слайда будут задевать лады и дребезжать.Только увеличив высоту струн, можно добиться чистого и уверенного звука слайд-гитары. Однако если струны стоят слишком высоко, их трудно будет зажимать обычным способом. Чаще всего слайд-гитаристы находят некий компромисс: слегка (на 1-2 мм) увеличенная высота струн позволяет комбинировать игру слайдом и обычную технику. На электрогитаре можно увеличить высоту струн, регулируя высоту струнодержателя на корпусе. На акустической гитаре, за счет более сильного натяжения струн, гриф должен сам по себе немного (!) прогнуться. Если этого недостаточно, можно аккуратно отрегулировать анкерный стержень (предварительно ослабив струны).

Конечно, будет лучше, если вы поменяете верхний и нижний порожки на чуть более высокие. Проконсультируйтесь с опытным специалистом - речь идет о незначительном изменении вашего инструмента, которое может быть в любое время восстановлено (конечно, если вы сохраните оригинальный порожек ;)

* Если на вашей акустике установлен пьезо-звукосниматель, размещенный под нижним порожком, будьте очень осторожны - при смене порожка его легко повредить.

Если же вас интересует стиль кантри и Lap Steel, где гитара располагается горизонтально на коленях исполнителя, то и такое увеличение высоты струн может оказаться недостаточным. Для техники Lap Steel струны устанавливаются очень высоко, и играть на такой гитаре можно только слайдом. Довольно полезное дополнение в данном случае - дополнительный верхний порожек (extension nut), который устанавливается поверх обычного. Он легко снимается и не требует никаких доработок гитары. Стоит он недорого - около 9$, хотя купить его в России довольно трудно.

Третье правило - желательно, чтобы все струны находились на одной высоте, иначе вам будет довольно трудно играть слайдом одновременно на нескольких струнах. Кстати, существуют модели слайдов с прогибом, которые позволяют играть на гитарах со сравнительно большим радиусом.

В заключение позвольте дать вам еще один совет: если вы не уверены в правильности своих действий, не делайте ничего без консультации со специалистом.

Для игры слайдом существует также большое количество специальных инструментов - Dobro, National, Pedal Steel, Lap Steel.


Техника игры слайдом

Приемов игры боттлнеком на сегодня существует довольно много. Большинство музыкантов играет слайдом, не меняя положения гитары. Слайд надевается на палец левой руки и скользит по струнам, не касаясь ладов. Есть и весьма оригинальные способы - Dave Hole (начавший изучать слайдовую технику благодаря перелому пальца левой руки) играет в обычном положении, но надевает слайд на указательный палец и скользит по струнам, обхватывая гриф сверху. Кстати, это значительно упрощает доступ к верхним ладам и участкам струны за пределами грифа.

Отдельного внимания заслуживает техника "Fretting Behind-the-Slide" (буквально - "игра пальцами позади слайда"). Она сочетает в себе игру слайдом и обычную технику. Это позволяет музыканту использовать не только ноты, расположенные вдоль линии соприкосновения слайда со струнами, но и ноты позади него. Вначале это может показаться чересчур сложным, но после определенной тренировки освоить эту технику не так сложно. При этом практически исчезают ограничения, с которыми обычно сталкивается каждый слайд-гитарист - зажатость в пределах одного лада, невозможность играть быстрые пассажи и легато. Примеры этого потрясающего стиля можно услышать в записях таких музыкантов, как Sonny Landreth, Kirk Lorange, Mick Taylor (ex-Rolling Stones), Rainer Ptacek. Особенно интересно использование этой техники в таком стиле, как 'Gypsy Jazz' - послушайте записи Евгения Немова и его группы "Gadjes Band".

Гавайские гитаристы и фолк-музыканты, играющие на гитарах Dobro, Pedal Steel и Lap Steel, кладут гитару на колени и играют отполированным металлическим цилиндром, 'steel bar'. Эта техника дает музыканту гораздо больше технических и музыкальных возможностей, однако не все могут позволить себе покупку достаточно дорогого инструмента специально для игры слайдом.

Каждая техника из перечисленных выше имеет свои преимущества. Что выбрать - решать только вам.

Виды слайдов

Слайды бывают самых разнообразных форм и размеров. Основные материалы - бронза, медь, сталь, керамика, стекло (и, конечно, бутылочное горлышко). Все материалы отличаются звуком, весом, удобством игры:

  • Медные, латунные, бронзовые и стальные слайды довольно тяжелы, но благодаря этому звучат ярче и имеют больший сустейн (продолжительность звука).
  • Стеклянные слайды меньше весят, звучат более мягко и почти бесшумны. Они лучше подходят для электрогитары.
  • Керамика сочетает в себе легкость и бесшумность стекла с теплотой звука и великолепным сустейном бронзы.    
 

Как правильно выбрать слайд для гитары?

Сегодня в магазинах можно найти достаточно большое количество слайдов самых разных видов, форм и размеров. Основные материалы для их изготовления - латунь, бронза, медь, сталь, керамика, стекло, и конечно бутылочное стекло. Все они отличаются звуком, весом и удобством игры:

  • Медные, латунные и бронзовые слайды довольно тяжелы, но благодаря этому звучат "теплее", ярче и имеют больший сустейн (продолжительность звука). Их чаще используют с акустической гитарой.
  • Стальные слайды также довольно увесисты, у них неплохой сустейн, но более ровный и "холодный" звук. Хорошо подходят для электрогитары.
  • Стеклянные слайды из каленого стекла (pyrex glass) меньше весят, звучат более мягко и почти бесшумны при игре. На мой взгляд, они лучше подходят для электрогитары, хотя очень многие музыканты с успехом играют ими на акустике.
  • Слайды из бутылочного горлышка - многие из них звучат гораздо лучше пирекса, однако они сильно отличаются друг от друга в зависимости от вида и качества стекла. Чаще используются с акустической гитарой.
  • Керамические слайды сочетают в себе легкость и бесшумность стекла с теплотой звука и великолепным сустейном бронзы. Я предпочитаю именно керамику, т.к. эти слайды отлично звучат и с акустической, и с электрогитарой. Кроме того, керамические слайды более комфортно сидят на пальце - их внутренняя поверхность хорошо впитывает влагу.

Разновидности гитарных слайдов. Нажмите, чтобы увеличить.
Виды гитарных слайдов, слева направо: 1. Dunlop 'Steel Bar'; 2. стальной слайд;
3. медная трубка; 4-6. латунные слайды Dunlop с вогнутой рабочей поверхностью;
7. стеклянный слайд; 8-9. керамические слайды Dunlop "Joe Perry" и Dunlop "Keb'Mo".

По возможности стоит пойти в магазин и попробовать все разновидности, чтобы понять, какой слайд подойдет именно вам. Если поблизости нет ни одного музыкального магазина, можно попробовать сделать слайд самому из подручных материалов (медные и стальные трубки, гильзы, пузырьки из-под лекарств, винные бутылки с прямым горлышком, и т.д.). Например, легендарный Дуэйн Оллман (Duane Allman) использовал в качестве слайда пузырек из-под лекарства "Coricidin". В моей коллекции недавно появился похожий слайд, сделанный из пузырька от лекарства "Энтерол"

При покупке или изготовлении слайда я рекомендую обратить внимание на следующее:

  • Общее правило:
    Тяжелый слайд = жирный звук, больше сустейн, меньше "грязи" в звуке, лучше звучит в медленных соло.
    Легкий слайд = более "тонкий" звук, но проще играть быстрые пассажи; труднее играть чисто, меньше громкость и сустейн.
    Поверхность слайда должна быть ровной и хорошо отполированной. Края - сглаженные и закругленные.


  • Помните: слишком дешевые гитарные слайды редко бывают хорошего качества. Часто на них много неровностей, которые трудно различить на первый взгляд.
  • Слайд должен удобно сидеть на пальце, не должен болтаться и царапать руку.
  • В общем случае гитарный слайд должен быть примерно равен по длине вашему мизинцу.
  • Слайд не обязательно должен быть длинным. Хотя укороченные модели и не позволяют захватить все струны одновременно, они легче и часто более удобны.
  • Стенки любого боттлнека должны быть достаточно толстыми (минимум 3 мм), иначе вам трудно будет добиться яркого и продолжительного звучания.
  • Слайд должен быть тяжелым, но не слишком, иначе вам будет трудно его контролировать и будут быстро уставать пальцы.
  • Начинающим я рекомендую купить сначала удобный и не слишком тяжелый слайд - например, керамический или стеклянный с толстыми стенками.
  • По возможности возьмите с собой в магазин гитару и попробуйте каждый слайд на ней - все инструменты в сочетании с разными слайдами звучат совершенно по-разному.
  • Если гриф вашей гитары сильно закруглен, стоит поискать модель слайда с вогнутой поверхностью.

И последнее. Как говорится, "лучше день потерять, а потом за пять минут долететь" :) Так что торопиться не стоит, выбирайте не спеша.

Пожалуй, стоит прийти в магазин и попробовать все разновидности, чтобы понять, какой слайд подойдет именно вам. Можно также сделать слайд самостоятельно из подручных материалов (медные и стальные трубки, пузырьки из-под лекарств, бутылки с прямым горлышком, и т.д.). Основное условие - слайд должен удобно сидеть на пальце, не должен болтаться или царапать руку. Очень важно, чтобы слайд имел гладкую и ровную поверхность. Чтобы слайд плотнее прилегал к пальцу, можно использовать полоску из обычной винной пробки или клейкий оконный уплотнитель, приклеив его с внутренней стороны. Некоторые "матерые" блюзмены вкладывали внутрь слайда свернутую десятидолларовую банкноту :) В общем - выбирайте для себя то, что вам больше нравится, и - вперед!

Освоение приемов игры "бутылочным горлышком" - весьма нелегкое дело, требующее времени и терпения. Но если вам хватит выдержки, вы не пожалеете. Слайд-гитара - это не только новое звучание, но и возможность найти именно СВОЙ ЗВУК, создать свой неповторимый голос в огромном мире современных "гитарных героев".

Начинающим я настоятельно рекомендую купить книгу "Игра боттлнеком в стандартном строе" издательства Guitar College. В ней есть необходимые основы слайдовой техники, а также учебный и игровой материал со звуковыми примерами.


Основные приемы игры слайдом:
развитие умения играть чисто

Автор статьи - Боб Брозман
http://www.bobbrozman.com
Перевод Арсена Шомахова

Почти каждый гитарист, кого я встречал, восторгается звуком слайда. Однако для множества музыкантов техника характерная для этого уникального стиля остается загадкой. Нижеприведенные правила и упражнения чрезвычайно важны для того, чтобы научиться играть слайдом чисто, аккуратно и быстро. Они позволят вам избежать неэффективного метода проб и ошибок.

Зачем играть слайдом?

За исключением приема "бенд", не существует иного способа извлекать ноты "между" ладами. Не существует и никакого другого способа добиться певучего, похожего на голос звука, а также сустейна, характерного для слайда. Звук очень тесно связан с типом слайда, который вы используете.

Различные виды слайдов
на фото (слева направо): толстый латунный слайд из магазина, баночка для лекарств (у Дуэйна Оллмана была такая же, но подлиннее), покрытое хромом гнездо для свечи зажигания, стеклянный слайд из магазина, изготовленный вручную боттлнек зеленого стекла, металлический слайд из магазина.

Хотя слайды продаются в магазинах, я предпочитаю слайды, сделанные из горлышка винной бутылки (толщина стенки, по крайней мере, 1/8 дюйма), потому что их вес хорош для игры вибрато, а поверхность очень гладкая, отчего струны шумят значительно меньше). Хотя разные музыканты используют разные пальцы левой руки для игры слайдом, я бы порекомендовал использовать мизинец. Это даст возможность использовать свободные 3 пальца для ладовой игры и для приглушения нежелательного шума струн (больше на эту тему попозже). Из бутылки вина Матеус получаются самые лучшие слайды. Матеус - не самое лучшее из существующих вин, но его бутылка имеет редкое длинное горлышко, достаточно прямое (без расширения) чтобы использовать его для игры на гитаре. В продаже имеются стеклянные слайды, которыми вполне можно пользоваться, но они не достаточно тяжелые и соответственно ими сложнее играть (чем тяжелее слайд, тем лучше звук и тем легче контролировать игру).

Самая сложная часть в изготовлении хорошего стеклянного слайда это обрезание горлышка - иногда его приходится просто откалывать. Стеклорез или ножовку можно использовать для того, чтобы сделать бороздку, перед тем как отколоть горлышко, а затем подровнять неровные края косыми острогубцами. (Осторожно: когда откалываете стекло, обязательно предохраняйте глаза от мелких осколков защитными очками.)

Как только горлышко отделено от бутылки (желаю удачи - приготовьтесь испортить несколько бутылок), место откола необходимо гладко зашкурить. Поскольку этот процесс может занять несколько часов, возможно, вам удастся попить вина. Точильный круг и ванночка с водой лучше всего подходят для завершающей полировки, но помните, что использовать ванночку с водой необходимо - это уменьшит трение и защитит от осколков. Очень важно сделать кромку (ту, что была отколота) круглой и гладкой.

Когда вы закончите изготовление боттлнека, примерьте его на палец. (Я предпочитаю слайд такой длины, чтобы он полностью покрывал мизинец). Боттлнек будет свободно сидеть на пальце, так что вам придется удерживать его, изогнув мизинец, что поможет придать руке правильную полукруглую позицию, для приглушения струн пальцами левой руки. (рис.1)

Прикосновение к струнам

Около 80% игры боттлнеком приходится на первую струну, так что начнем с нее. Держите руку в полукруглом положении и поставьте слайд на 5 лад первой струны. (Помните, чтобы играть без фальши, надо располагать слайд прямо над ладами; если вы задумаетесь, как извлекаются ноты на гитаре, вам станет понятно, что именно лады, а не пальцы определяют длину струны и высоту звука) Как только вы определили, где располагается нужная нота, прикоснитесь слайдом к струне. Не прижимайте! В то же время, позвольте нижней часть указательного пальца левой руки слегка прикасаться к струне позади слайда. Это приглушает струны и отсекает посторонние шумы, позволяя вам добиться чистого, без призвуков звука.

Рис.1: Левая рука - вид сверху;
 Рис.2: Левая рука - вид сбоку.
Рис.1. Положение левой руки. Вид сверху.
Рис.2. Вид на поперечный разрез грифа.
Начинаем играть

Первое что надо сделать, когда вы установите слайд над 5-м ладом - медленно поскользить вниз и вверх по струне. Слушайте звук, который получается, и постарайтесь довести плавность и звук до максимума, слегка меняя положение руки. Очень важно чтобы рука со слайдом была абсолютно расслаблена! Кроме того, обратите внимание, как игра правой руки влияет на звук, в зависимости от того, насколько близко или далеко от порожка вы извлекаете звук. После того как вам станет комфортно медленно играть слайдом вниз и вверх по струне, можно переходить к простым упражнениям.

Так как эти упражнения исполняются на одной струне, для них подойдет любой строй. Я рекомедую вам использовать струны средней толщины (medium gauge, => ø 0.11). Высота струн над 12 ладом должна быть не менее 3 мм. Иначе вам не избежать дребезга, "потерянных" нот и слабого звука.

При игре слайдом часто используются открытые настройки (open tunings).
Вот основные настройки, с которыми вам стоит поэкспериментировать:

Для электрогитары я рекомендую два основных строя:
"Open A" (E A E A C# E, начиная с 6-й струны) и
"Open E" (E B E G# B E, начиная с 6-й струны),
поскольку они наиболее популярны среди блюзовых и рок-музыкантов.

Для акустики лучше подойдут настройки:
"Open G" (D G D G B D, начиная с 6-й струны) и
"Open D" (D A D F# A D, начиная с 6-й струны).

Сам я использую "Open G" и "Open D", поскольку более сильное натяжение струн создает дополнительную нагрузку на деку и гриф гитары. Строй "Open G" очень часто используется музыкантами и позволяет легче играть фразы в стиле country blues ("сельский" блюз). Поэтому в большинстве случаев он лучше подходит для акустической музыки.

От звуков к музыке.

При игре слайдом наиболее важны звук и тембр; фразировка - следующий этап. Приведенные ниже упражнения разработаны с целью развития хорошего звукоизвлечения и игры без фальши. Хотя в указанном ниже примере используется только первая струна (строй Open G, Ре), после достижения полного контроля над нотами, обязательно поиграйте это упражнение на остальных пяти струнах.

Чистое стаккато. Играйте очень короткие чистые ноты в среднем темпе, начиная от 1-го к 12-му ладу и обратно. Когда вы приподнимаете и опускаете слайд, приглушайте струны позади слайда указательным пальцем левой руки. Цель - не допустить постороннего шума, приподнимая и опуская боттлнек.

Чистое стаккато слайдом
Чистое стаккато.

Чередование стаккато слайдом/открытая струна. Как и в предыдущем примере, играйте короткими чистыми нотами, но в этот раз приподнимайте слайд вместе с приглушающим пальцем, чтобы сыграть ноту на открытой первой струне. Здесь важно аккуратно приподнимать кисть левой руки и возвращать её на прежнее место, удерживая её все в той же округлой форме (приглушающий палец касается струн на мгновение раньше). Следите за правильным звучанием нот, стараясь не допускать посторонних призвуков.

Поочередная игра стаккато/открытая
 струна
Поочередная игра стаккато/открытая струна

Игра гамм слайдом. Здесь вы должны попытаться играть чисто, аккуратно и осмысленно. Скользите слайдом от заданного места к каждой ноте, и точно извлекайте следующий звук. Хотя полезно глазами следить за левой рукой, в тот момент, когда вы уверенно овладеете техникой, игра не глядя поможет вам более сосредоточенно слушать. Упражнение нужно усложнять, играя слайдом понижение к каждой ноте.

Слайдовые гаммы
Игра гамм слайдом

Извлечение ноты и скольжение. Здесь надо начинать с ноты соль на пятом ладу и скользить к следующей ноте. Следите за длительностями. Это упражнение также очень полезно для развития умения играть в ритме, без фальши и аккуратно.

Strike and slide
Извлечение ноты и скольжение

Длинные прыжки. Последовательно играя ноты аккорда G7 на первой струне, вы учитесь покрывать левой рукой значительные расстояния. Это сложно играть чисто, и нужно упражняться двумя способами: играя стаккато и скольжением к каждой ноте. Чем больше вы будете упражняться, тем более подготовлены вы будете к различным ситуациям в игре.

Strike and slide
Длинные прыжки.

Вибрато заставляет слайд петь. Вибрато - это дрожащий, длительный поющий звук, характерный для игры слайдом. Лучше всего начинать учиться этому важному приему на первой струне. Вибрато достигается быстрым движением слайда влево-вправо от нужной ноты. Однако на практике это происходит неосознанно. Кисть вашей руки и слайд должны как бы свисать под своей тяжестью, опираясь на большой палец левой руки, прижатый к грифу. Он создает опору для движения влево - вправо. Лучше всего можно описать прием вибрато, сравнив его с тем, как вы дразните кого-то, покачивая перед его носом тарелочкой с желе. Рука со слайдом должна двигаться очень мягко, медленно, расслабленно, не оказывая чрезмерного давления на струну. Потребуется некоторое время, чтобы развить навык игры этим приемом, так что запаситесь терпением.

Диапазон вибрато: больше чем пол-лада вниз от основной ноты. Если сделать повышение от основной ноты, будет звучать неправильно. Скорость вибрато варьируется, но должна быть достаточно медленной, чтобы играть расслабленно. Если мышцы кисти вашей руки напряжены, ваша игра будет звучать так же напряженно. Требуется время, чтобы научиться играть равномерное, расслабленное вибрато, но без умения играть этим приемом вы можете с тем же успехом просто играть пальцами левой руки.

Рис.1: Левая рука - вид сверху;
 Рис.2: Левая рука - вид сбоку.
Рис.1. Положение левой руки. Вид сверху.
Рис.2. Вид на поперечный разрез грифа.


Рис. 3, Рис. 4
Рис. 3: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах
Рис.4: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на "внутренней" струне (в данном случае на 3-ей).
Как насчет других струн?

Аккорды для основной блюзовой схемы I IV V можно легко играть в открытом строе СОЛЬ (точно как ЛЯ, только на тон ниже) покрывая слайдом три (или более) струны одновременно. Например, первые три открытые струны, также как и три струны на двенадцатом ладу дают аккорд СОЛЬ (тоника или аккорд I ступени). Первая струна - это пятая ступень аккорда СОЛЬ, вторая струна - третья ступень, а третья струна - тоника. На пятом ладу те же три струны дают аккорд ДО мажор (IV), а аккорд РЕ можно сыграть на 7-ом ладу (V). Можно также добавлять четвертую струну (пятую ступень аккорда) и пятую струну (тоника). В буквальном смысле тысячи блюзовых песен состоят только из аккордов I IV V.

Чтобы извлекать отдельные ноты на других струнах, вам нужно изменить угол наклона боттлнека (продолжая приглушать струны). На рис. 1, 2 и 3 видно три угла позволяющие вам играть только на первой струне, на нескольких струнах одновременно (до шести), и на отдельной "внутренней" струне соответственно. Приглушение струн при комбинировании всех этих позиций задача не из легких, но, все-таки, выполнимая. Играя слайд на нескольких струнах, используйте всю длину указательного пальца для приглушения струн. Играя на одной внутренней струне, используйте кончик указательного пальца для приглушения.

Не могу не сделать ударения на том, насколько важно хорошо изучить гриф, чтобы хорошо играть в разных строях. И не забывайте, что вы можете использовать указательный, средний и безымянный пальцы левой руки для ладовой игры. Существует множество уникальных сочетаний голосов в аккордах, которые можно извлечь только в этих строях, и которые заслуживают изучения. Мне кажется, наиболее интересная игра слайдом в открытых строях характерна для кантри блюз гитаристов, таких как Роберт Джонсон, который одинаково использовал игру пальцами и слайдом. Кроме того следует слушать таких замечательных гитаристов использовавших боттлнек как Мадди Уотерс, Тампа Ред, Сон Хаус, Лоуэлл Джордж, Дуэйн Аллман, Бо Уэвил Джексон, Кокомо Арнольд и Букка Уайт. Если будете слушать до тех пор, пока звуки не польются у вас из ушей, будет значительно проще извлекать эти звуки руками.

Подводя итог, позвольте мне еще раз повторить мысли, связанные с игрой слайдом: выбирайте правильную позицию руки и играйте расслабленно насколько возможно. Играйте главным образом на первой струне в течение недели или около того, пытаясь добиться жирного, мягкого, без призвуков звука, без ударов слайда по грифу и ладам. Позвольте своей руке свободно свисать под собственной тяжестью, опираясь на большой палец, упертый в заднюю часть грифа, и производя рукой и слайдом вибрато. Не принуждайте свою руку двигаться взад - вперед, лишь слегка покачивайте ею, как желе на тарелке. Пробуйте играть каждую ноту под разными углами. Научитесь скользить вниз и вверх к определенной ноте, добиваясь различных оттенков звучания. Играйте расслабленной рукой и не забывайте: чтобы играть без фальши нужно брать ноты над ладами. Не думайте, что сможете овладеть этим стилем за день - быстрых путей нет. Играйте и слушайте до тех пор, пока игра слайдом не будет получаться так же естественно, как пение в ванной комнате.

Боб Брозман - www.bobbrozman.com
Перевод Арсена Шомахова.

Оригинал статьи: Slide Guitar Basics: Developing Clean Technique

Поиск по сайту
Облако тегов
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 216
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика
Rambler's Top100
НАШ БАННЕР

НАШИ ДРУЗЬЯ





Польская музыка